Максим Ликсутов: всё внимание — интегрированному развитию

Чем отличаются подходы в транспортной политике Москвы и Петербурга, а также в чём особенность каждого из мегаполисов с точки зрения транспортного развития — в интервью заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта Максима Ликсутова.


Есть ли точки соприкосновения у транспортных отраслей Моск­вы и Петербурга?
— Мы очень похожи. Каждая из столиц, и Петербург, и Москва, является центром своих агломераций. Есть опыт огромного объёма перевозок как внутри мегаполиса, так и между столицей и агломерацией. Это миллионы пассажиров ежедневно на совершенно разных видах транспорта. В нашей агломерации жителей больше, поэтому количество поездок на городском транспорте в Московской агломерации в 2,8 раза больше, чем в Санкт-Петербургской.
У нас очень высокий уровень взаимодействия между собой. Точек соприкосновения стало гораздо больше, чем было ещё 5–10 лет назад. В частности, по вопросам, связанным с транспортным федеральным законодательством. Мы стараемся координировать свои действия, обсуждать вопросы, которые планируем вместе вынести на федеральный уровень. Коллегам я благодарен за высокий уровень взаимодействия и доверия между нами.
В обеих столицах схожие проблемы и задачи. Это приоритетное использование городского общественного транспорта. В Москве и Московской области исторически всегда был высокий уровень поездок на пригородном железнодорожном транспорте. Объём пассажиропотока на одну станцию пригородного ж.-д. транспорта в Мос­ковской агломерации в 7 раз больше, чем в Петербургской. Плюс в Москве есть исторически накопленный неудовлетворённый спрос. Поэтому для нас приоритетом с 2010 года был выбран рельсовый каркас, в который входит и метрополитен, и интегрированная в метрополитен пригородная железная дорога. Это был вектор нашего основного развития. В Петербурге, насколько мы видим, вектором выбран наземный городской транспорт. В этом наши небольшие отличия.
Чем отличаются подходы в транспортной политике Моск­вы и Петербурга? По ощущениям, столица намного смеле­е в своих решениях и готова н­ести за них ответственность. Так ли это?
 
— Координация и контроль на уровне мэра города позволяют многие наши текущие оперативные вопросы решать очень быс­тро. У нас штабная система работы, штабы возглавляет мэр Москвы, который в ежедневном режиме не просто участвует в их работе, а принимает решения, управляет процессами полностью. Поэтому у нас очень высокая скорость принятия решений. Я бы сказал, феноменальная с точки зрения государственного управления. Но многие вещи можно делать ещё быстрее.
Наш подход заключается ещё и в том, что мы начали заниматься всеми проектами сразу. И наземным транспортом тоже, но приоритет был отдан рельсовому каркасу. Петербург же в первую очередь занимается наземным транспортом: хорошие маршруты, успешно работает трамвайная инфраструктура. Но в целом не могу сказать, что Санкт-Петербург имеет кардинально отличающиеся от Москвы подходы к развитию транспортной системы. У нас точно одинаковые задачи — сделать передвижение жителей большого города комфортнее, безопаснее, экологичнее и выгоднее.
 
С учётом больших расстояний мы понимали, что, не интегрируя наземный транспорт в общую транспортную систему, должного эффекта не будет. И в целом весь комплекс, когда наземный транспорт подвозит к магистральному рельсовому, работать не будет. Поэтому внимание уделялось проектам интегрированного развития: единые тарифные и билетные решения, карта "Тройка" и интегрированный тариф (поездка на МЦД включает поездку на метро). Благодаря этому сразу удалось нарастить количество пассажиров, снять нагрузку с ряда станций метро и вылетных магистралей.
Важный момент здесь, когда человек не чувствует границ между разными видами транспорта. Когда едете на поезде, потом на метро, для вас ни навигация, ни система переходов (в идеале она должна быть по принципу "сухие ноги") не вызывает затруднений. Казалось бы, мелочи, но они влияют на восприятие.
Любопытно, что москвичи после запуска Московских центральных диаметров начали пользоваться железнодорожным транспортом для поездок по городу как на метро. Этого раньше не было, наоборот, число таких пассажиров уменьшалось каждый год. Как только мы объединили метро и железную дорогу, улучшили инфраструктуру, уменьшили интервалы, ситуация сразу поменялась. На 86% увеличилось число таких поездок.
Какой опыт Москвы в вопросах транспортной политик­и пригодился бы Петербургу, и наоборо­т?
— Исторически мы раньше других начали заниматься многими проектами. Помимо билетной системы это оплата парковки, в целом работа с парковочным пространством, система управления дорожным движением, выделенные полосы, остановочные павильоны, стандарт транспортного средства, система обучения водителей, система контроля внимательности водителя, которая у нас есть на всех видах транспорта, и многое другое.
Своим опытом мы делимся со всеми регионами РФ, не только с Петербургом. Предлагаем любому региону фактически за 1 рубль пользоваться любой из наших систем. Мы потратили много времени, труда и денег, чтобы эти системы развить и сделать их устойчивыми. В том числе Петербургу мы предлагаем этим пользоваться.
Со своей стороны мы открыты и для тех удачных решений, которые есть у регионов. Если есть какая–то система, хорошо себя зарекомендовавшая, какое-то техническое решение, мы с удовольствием готовы это брать. У нас нет амбиций, что это обязательно должно быть сделано в Москве. Например, суда для нашего проекта речных перевозок делает компания из Санкт-Петербурга. Мы за любое сотрудничество. Не скажу, что мы что-то взяли из регионов и начали применять, но обязательно этот опыт учитываем, когда создаём свою систему, готовим техническое задание. Стараемся взять лучшее и считаем своей сильной стороной возможность учиться у других.
 
У Петербурга мы интересовались технологией умных трамваев с искусственным интеллектом и в целом автономным управлением трамваев давно занимаемся с рядом российских IT-компаний. На­учились ездить на прямых участках в депо без машиниста, но есть вопросы с большим количеством пересечений трамвайных линий с дорогами или пешеходными мар­шрутами. Думаю, пройдёт ещё немало времени, прежде чем автопилот в полном смысле слова заработает. По нашим оценкам, это произойдёт не в ближайшие 5 лет. Хотя мы понимаем, что будущее за автопилотирование­м.
Ещё одно наше сильное звено — длинные контракты. Это решение мэр Москвы принял ещё в 2011 году, когда мы перешли на длительные контракты как по приобретению, так и по обслуживанию подвижного состава. Например, контракт на обслуживание поездов метро у нас на 30 лет, на трамваи — тоже 30 лет, на электробусы — 15 лет. Когда мы отдаём сервисное обслуживание самому производителю, это ведёт к высокой его ответственности. Заказ комплекту­ющих он делает наперёд, за счёт чего промышленная цепочка работает очень хорошо. Получение стабильного гарантированного заказа на многие годы вперёд — очень важно для российской промышленности. Всем регионам про эту модель мы тоже рассказываем.
Насколько важна команда в реализации ваших проектов? Другим регионам не хватает таких кадров?
— Думаю, что с сотрудниками во всех регионах всё хорошо. Мы общаемся практически со всеми регионами страны, и могу сказать, что транспортные коллеги — очень высоко квалифицированные и профессиональные люди. Понимают, о чём говорят, как всё развивается. Много достаточно эрудированных и грамотных сотрудников, которые нацелены на результат. Поэтому я уверен, что с точки зрения компетенции уровень транспортных специалистов в России очень высокий.
В 2015 году мы создали корпоративный университет внутри московского транспорта, который обучает наших специалистов. Начиная от кассиров по продаже билетов, заканчивая машинистами метро, людьми, которые занимаются транспортным планированием и прочими вопросами. Мы постоянно меняем и дорабатываем программы, исходя из текущих задач. Стараемся искать лучших специалистов и развивать их внутри транспортного комплекса. Он у нас огромный, почти 200 тысяч человек в нём работает. Мы ориентированы на то, что у нас должен быть кадровый резерв, сильная программа обучения, чтобы заработная плата была в рынке. Команде мы уделяем крайне серьёзное внимание.
Как вы оцениваете перспективы бизнеса в транспортной отрасли? Интересны ли московские рынки петербургским подрядчикам и наоборот?
— Да, этот интерес есть. Знаю, что московские строители работают в Петербурге и наоборот. Работают не только в области транспорта, но и жилищного строительства. Вопрос здесь один, на мой взгляд. Для того чтобы приходили партнёры не только в область строительства, но и в область перевозок, необходимы долгосрочный заказ и понятная практика на несколько лет. Которая публично оформлена либо документом, например, постановлением правительства города, либо чётко заявленной программой, которая подкреплена денежными средствами.
Частный бизнес, видя длинную перспективу, и понимая, что это точно произойдёт, выстраивает свою стратегию, своё видение, как им работать, и работает. Залог успеха, я уверен, в том, чтобы частный бизнес увидел перспективу. Наша задача, которую поставил мэр Москвы, — работать максимально долгосрочными контрактами, создавать для партнёров из частного бизнеса нормальный климат, помогать им, постепенно упрощать практику ведения бизнеса. Если это делать, частный бизнес будет заинтересован. Опыт показывает, что имидж городского транспорта, госконтрактов в этой сфере в Москве очень высок. С городом престижно работать.
Как и положено столице, Москва внедряет новые технологии на транспорте и задаёт тренды: будь то электробусы, МЦК с МЦД или Face Pay и СБП в метрополитене. Все ли тренды должны перенимать другие регионы? И важна ли здесь поддержка федерального бюджета для остальных?
— То, что кажется сейчас достаточно передовым и новым, уверен, через несколько лет будет обычной вещью, как получать зарплату на банковскую карту. Биометрическая система оплаты войдёт в нашу жизнь как данность через несколько лет. Это и экономически очень оправданная система. Плюс это безопасно. Поэтому подобными вещами нужно заниматься всем, нужно смотреть в будущее. Не понимая, что будет завтра и послезавтра, какие будут тренды, вы точно остановитесь в развитии.
Биометрия — одна из важнейших в будущем инфраструктур, система, переводящая вашу фотографию в код, была разработана специально правительством Москвы, это наша собственность. Мы не зависим ни от какой IT компании.
Если какому-то региону эта или любая другая наша система интересна, мы отдадим её совершенно бесплатно. Законодательство нам это позволяет. Мы поможем интегрировать её, избежать ошибок, и поможем с сопровождением. Поэтому регионам необязательно строить свои собственные системы.
У Петербурга толком ничего не получилось с запуском регулярных речных перевозок, а у Москвы, кажется, всё сложится наилучшим образом. В чём секрет?
— По возможности речных маршрутов у Петербурга потенциал больше, чем у Москвы. Что же касается нас, мы пошли по понятному пути. Посмотрели мировой опыт, что было сделано в Москве в советское время, и сделали несколько выводов.
Первый — современное речное судно и сервис в целом должны работать круглогодично. Тогда на него можно положиться и планировать свои ежедневные поездки с учётом него. Соответственно, суда должны быть ледового класса и работать в любых зимних условиях. Второй — суда должны быть современными, "шагом вперёд" с технической точки зрения. Поэтому у нас будут 100% электрические судна, подзаряжаться они будут в момент швартовки. Должны быть большие окна, чтобы любоваться городом, а не использовать суда только как транспорт. Третий момент — остановочные пункты должны быть максимально интегрированы с другими видами транспорта, поэтому где-то мы двигаем пешеходные переходы и остановки наземного транспорта. Поскольку прежде всего мы строим систему регулярных городских перевозок.
Важно и то, что несколько лет назад мы заказали работу у ВШЭ относительно того, где должны пролегать водные маршруты. Последний момент — тарифные решения и способы оплаты должны быть максимально интегрированы в существующую систему городского транспорта. Поэтому будут работать карта "Тройка", Face Pay и другие сервисы.
Знаю, что трамвай перешёл в ведение московского метро. Как теперь происходит его развитие — насколько оно соответствует потребностям пассажиров и городских властей?
— Метро — огромное транспортное предприятие, которое работает практически на той же колее, что и трамвай. Их огромные подразделения по ремонту и эксплуатации путей, энергетики и подвижного состава работают в ночные окна. Днём есть большие свободные ресурсы, которые можно использовать для подготовки эксплуатации трамвайной инфраструктуры. Всё подсчитав, поняли, что две системы незачем содержать. Лучше соединить в одну, потому что требования к вагонам метро существенно выше, чем к вагонам трамваев. Поэтому за счёт передачи этих задач в метрополитен мы планируем только улучшить качественные показатели работы трамваев.
Планируем за пару лет наверстать упущенное и доделать то, что нужно доделать. На трамвай у нас большие виды. По провозной способности это второй вид транспорта после метрополитена. Поэтому сделаем всё, чтобы трамваи ходили быстро, а вагоны были комфортными и красивыми. Мэр города очень поддерживает развитие трамвайной инфраструктуры.
Мы смотрели на то, как развивается трамвай в Санкт-Петербурге, там есть ряд очень интересных хороших проектов, в том числе связанных с концессией.
Возможно ли, что в Петербург­е всё же будет внедрена карта "Тройка", как это получилось сделать в Ленобласти? Сотрудничество по платным парковкам идёт успешнее, чем по платёжным системам?
— Да, в Ленобласти во многом благодаря участию губернатора региона Александра Дрозденко мы видим первые результаты и планируем расширять систему. Что касается Санкт-Петербурга, мы готовы внедрять билетную систему во всех регионах и реализовывать с местной администрацией при соответствующем запросе. "СберТройка" пока разработала для Петербурга систему оплаты на базе QR-кодов. Следующим шагом был запуск telegram-бота, через который можно купить разовый билет для поездок в Петербурге в любое время.
Проект "Парковки России" успешно работает в Петербурге с конца февраля 2022 года. Порядка 500 тыс. московских автомобилистов достаточно часто бывают в Петербурге. Они привыкли к данному мобильному приложению, и в Петербурге им теперь тоже удобно пользоваться, штрафов никто не получает. Для петербургских автомобилистов, которые приезжают в Москву, это тоже удобно, приложение единое. Это правильное решение. Я благодарен коллегам, которые помогли внедрить его. Это хороший пример сотрудничества Москвы и Петербурга.

 

Будем рады ответить на Ваши вопросы

Мы вам ответим


Спасибо за обращение!

Мы ответим Вам в ближайшее время!