Об­ра­щение к Пред­се­дате­лю Ко­мите­та по тран­спор­ту Е.С. Мос­кви­чеву

 

 

 

Об­ра­щение к Пред­се­дате­лю Ко­мите­та по тран­спор­ту Е.С. Мос­кви­чеву

Председателю Комитета по транспорту и строительству Государственной Думы Федерального Собрания РФ Е.С.Москвичеву 

от Председателя правления региональной общественной организация развития предпринимательства в сфере автомобильных перевозок грузов и пассажиров 

«Объединение Автопассажирских Перевозчиков» В.А. Панькина

 

Уважаемый Евгений Сергеевич!

От имени профессионального сообщества организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом (далее – «перевозчики»), хочу обратить Ваше внимание на то, что в настоящее время, с развитием информационных технологий, «перевозчики» оказались в невыгодном положении в сравнении с железнодорожным и воздушным транспортом, что нарушает их законные интересы.

Нами выявлен целый ряд неудобств, которые испытывают пассажиры «перевозчиков», в связи с чем наблюдается значительный отток пассажиров в пользу других видов транспорта, а также в пользу лиц, занимающихся полулегальным (например, сервис Бла-бла-кар) и нелегальным извозом, не обеспечивающим достойный уровень обслуживания и безопасность пассажиров.

Выявленные нами неудобства заключаются в существенной недоработке нормативной базы, регулирующей продажу билетов на автобусы, которая к настоящему моменту устарела, поскольку не учитывает развития IT-технологий.

Данные недоработки на наш взгляд, заключаются в следующем.

1. Так, пункт 7 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473, допускает оформление проездного документа (билета) в электронном виде, а именно – «через веб-ресурс с резервированием мест с помощью автоматизированной системы». При этом оформление проездного документа на бумажном носителе обязательным не является; при посадке в поезд дальнего следования пассажиру достаточно предъявить электронный билет на экране (дисплее) любого мобильного устройства (смартфона, ноутбука, планшета, и т.п.). Распечатка проездного документа на бумажном носителе производится исключительно по желанию и требованию пассажира.

Аналогичная ситуация сложилась при продаже билетов на воздушный транспорт. Приказом Минтранса России от 8 ноября 2006 г. № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» наличие у пассажира проездного документа (билета), оформленного на бумажном носителе, не является обязательным.

Названные выше документы, а также Правила продажи электронных билетов, описанные на официальном сайте РЖД и официальных сайтах авиакомпаний, четко указывают на отсутствие у пассажира обязанности иметь при себе распечатку электронного билета на бумажном носителе.  

В то же время, в соответствии со статьей 24 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ, а также пунктами 42 – 51 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 (далее – «Правила») и Приложения № 1 к названному документу, единственно допустимой формой проездного документа, дающего право проезда в автобусах, является билет. Пункт 45 Правил допускает указание всех реквизитов билета или части их в электронном виде, т.е. допускает возможность продажи электронного билета.

Однако, в настоящее время, в отличие от железнодорожного и воздушного транспорт отсутствует нормативное регулирование взаимодействия пассажира, купившего электронный билет, с перевозчиком и автовокзалом (автостанцией). В частности, отсутствует конкретное указание на то, в каком виде должен быть на руках у пассажира билет, который он обязан предъявить при посадке в автобус, а также при осуществлении контроля уполномоченными лицами в соответствии с пунктом 82 Правил.

В связи с отсутствием нормативного регулирования, устанавливающего единый стандарт взаимодействия пассажира, купившего электронный билет, с автовокзалом, перевозчиком или контролирующим лицом, каждый автовокзал устанавливает свои правила такого взаимодействия, которые в большинстве случаев сводятся к обязанию пассажира после покупки электронного билета распечатать его на бумажном носителе.

Уполномоченные агенты по продаже билетов также указывают покупателям на необходимость распечатки билетов, в частности, такая информация размещена:

— ООО «Артмарк» (сайт e-traffic.ru, являющийся уполномоченным агентом по продаже билетов, в числе прочих, на все автобусы, отправляющиеся с автостанций, подведомственные ГУП «Мосгортранс»). Требование о распечатке билета размещено по адресу: https://www.e-traffic.ru/faq, пункт 1;

— ИП Дешин А.Н. (сайт biletnaavto.ru) рекомендует распечатывать маршрутную квитанцию, которую присылает покупателю его сайт, и предъявлять ее при посадке в автобус — https://biletnaavto.ru/mva/mva.php#

— ОАО «АвтоВАС» (оператор автовокзалов Чувашской Республики и г. Чебоксары) также указывает на необходимость распечатки электронного билета: http://cheboksary.flinket.ru/pokupka-i-vozvrat-biletov.html;

— автовокзал г. Липецка в пункте 5 правил покупки электронных билетов также указывает на необходимость распечатки: https://avtovokzal48.ru/passazhiram/pravila-pokupki-i-vozvrata-elektronnyx-biletov/;

— автовокзал г. Кирова (областного центра) не осуществляет продажи электронных билетов вообще.

При проведении контрольно-надзорных мероприятий компетентные органы также требуют от «перевозчиков» обеспечить наличие у пассажиров билета, оформленного на бумажном носителе.

В связи с вышеизложенным, «перевозчики» вынужлены рекомендовать своим пассажирам, купившим билет через Интернет, рекомендовать распечатывать его на бумажном носителе. В то же время, приобретая электронный билет через Интернет, пассажир рассчитывает на экономию своего личного времени, а именно – на отсутствие временных затрат в ожидании своей очереди в билетную кассу; на общение с кассиром; на поиск и подсчет денежных средств. Данная цель достигается при покупке железнодорожного или авиабилета, но никоим образом не достигается при покупке билета на автобус.

Действительно, пассажир может распечатать купленный электронный билет самостоятельно, но для этого ему необходимо дополнительно:

— иметь в распоряжении стационарный компьютер и принтер (таковые имеются далеко не у каждого пассажира);

— воспользоваться услугой стороннего лица, способного произвести распечатку (услуга платная и требует физических и временных затрат на обращение к лицу, ее оказывающему).

Более того, самостоятельная или с помощью третьего лица распечатка электронного билета подразумевает, как правило, использование бумажного листа формата А4, что в итоге приводит как к созданию дополнительных неудобств для пассажира по хранению билета, так и к неоправданно высокому расходу бумаги;

— воспользоваться услугой автовокзала или автостанции по распечатке билета, которая в большинстве случаев также является платной (в частности, на автостанциях, подведомственных ГУП «Мосгортранс», стоимость услуги по распечатке электронного билета составляет 35 рублей). При этом пассажир вновь вынужден тратить дополнительное время на ожидание своей очереди и на общение с кассиром (оператором).

Названные факторы делают бессмысленным для пассажира приобретение электронного билета на автобус и провоцирует его обращение к иному виду транспорта, покупка билета на который доставляет меньше неудобств.

Считаем что пассажир должен иметь возможность, по своему выбору:

а) предъявить при посадке в автобус билет, отображенный на экране мобильного устройства;

б) произвести запись билета на имеющийся у него электронный носитель, которые в настоящее время внедряются во многих городах (в частности, транспортные карты «Тройка» и «Стрелка» для г. Москвы; карта «Подорожник» для г. Санкт-Петербурга, транспортная карта Липецкой области, и т.п., а также Универсальная электронная карта гражданина РФ на федеральном уровне) с валидацией данного билета при помощи специального устройства, которые уже используются во многих городах РФ и могут быть внедрены на автовокзалах;

в) предъявить при посадке в автобус лишь документ, удостоверяющий личность, данные которого указаны им самим при покупке билета и отражены в посадочной ведомости.

Распечатка же электронного билета на бумажном носителе должна производиться лишь по желанию и требованию пассажира.

В связи с вышезложенным, считаем необходимым просить органы законодательной и исполнительной власти издать и ввести в действие нормативный документ, устанавливающий единые для всех участников правоотношений по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам правила взаимодействия, включая единые правила продажи электронных билетов.

2. Проблемы для перевозчиков вызывает обязательное указание, в соответствии с Приложением № 1 к «Правилам», на билете времени прибытия автобуса в пункт назначения.

Однако, «перевозчик» не может гарантировать соблюдения времени прибытия, указанного в билете, по многим причинам. Следует отметить, что движение железнодорожного и воздушного транспорта осуществляется под руководством единой централизованной системы диспетчерских служб, руководящих действиями экипажей и обеспечивающий четкое следование графику движения, и в данной системе практически исключено участие третьих лиц (сторонних участников движения), то движение автомобильного транспорта осуществляется автономно, по автомобильным дорогам общего пользования. Время прибытия автобуса в пункт назначения, в частности, зависит от:

— загруженности той или иной автомобильной дороги, при этом прогноз дорожной ситуации невозможен;

— погодных условий;

— поведения других участников дорожного движения;

— проведения ремонтных работ или работ по обслуживанию дороги;

— возможной задержки автобуса в пути сотрудниками правоохранительных или контролирующих органов.

В связи с изложенным, указание в билете времени прибытия автобуса в конечный пункт назначения, в случае возникновения нештатной ситуации и, как следствие, опоздания автобуса, нередко провоцирует конфликтные ситуации между экипажем автобуса и пассажирами, которые могут привести к временной нетрудоспособности водителя автобуса, который является таким же гражданином, и подвергается эмоциональному воздействию наравне со всеми гражданами.

В иной ситуации, при чрезмерно малой загруженности трассы (например, в праздничные дни), водители бывают вынуждены с целью «выдержать время» вести автобус с пониженной скоростью, что, в свою очередь, ведет к повышению расхода топлива и к повышенной физической усталости самого водителя, а также может спровоцировать конфликтную ситуацию с пассажирами.

Считаем необходимым исключить обязательное указание времени прибытия автобуса в пункт назначения непосредственно на билетах, а также и в расписании движения автобусов в соответствии с подпунктом «в» пункта 26 «Правил», ограничившись лишь указанием ориентировочного времени следования автобуса до пункта назначения и обязательной оговоркой о том, что приведенное время является ориентировочным (среднестатистическим), а точное время следования автобуса может отличаться в зависимости от дорожной ситуации и иных факторов, не зависящих от перевозчика.

 

3. В настоящее время обязательными реквизитами, подлежащими указанию на билете, являются также, в числе прочих:

— фамилия, имя и отчество пассажира;

— дата рождения пассажира;

— вид и номер документа, который удостоверяет личность пассажира, и по которому приобретается билет.

Эти же данные указываются в полном объеме в посадочной ведомости, распечатываемой, как правило, на бумажном носителе.

В то же время, статья 3 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» относит названные реквизиты к персональным данным пассажира, которые
в соответствии со статьей 7 названного Федерального закона, являются конфиденциальными и подлежат защите.

Считаем, что указание в билетах полных персональных данных каждого пассажира нарушает права пассажиров на защиту своих персональных данных, поскольку как билет, так и посадочная ведомость:

а) технически может быть распечатан в неограниченном количестве экземпляров, которые могут попасть в распоряжение неопределенного круга лиц;

б) может попасть в распоряжение третьих лиц как вследствие небрежности самого обладателя носителя, на котором билет хранится, так и вследствие неправомерных действий третьих лиц;

в) может быть визуально зафиксирован посторонним лицом, обладающим хорошим зрением либо средством для негласного получения информации.

Указанных на бумажном носителе персональных данных достаточно для совершения как в отношении, так и от имени субъекта персональных данных широкого ряда неправомерных действий, направленных на причинение вреда как самому субъекту, так и от имени субъекта третьим лицам.

В результате вышеизложенного, существует опасность возникновения конфликтной ситуации между пассажиром и третьими лицами, при этом перевозчик несет необоснованный риск быть обвиненным в возникновении конфликта.

Считаем достаточным указания на бумажных носителях неполных персональных данных пассажира, в частности – вместо имени и отчества пассажира указывать лишь инициалы, а также указывать лишь последние 4 цифры номера документа, удостоверяющего личность. Именно таким образом в настоящее время указываются персональные данные пассажиров на железнодорожных билетах, распечатанных пассажирами самостоятельно, либо предъявляемыми на экране мобильного устройства.

Названной информации достаточно для определения тождества лица, предъявившего проездной документ, с лицом, на имя которого он приобретен, но недостаточно для идентификации лица в различных базах и банках данных.

Полные же персональные данные хранятся оператором соответствующей базы данных.

Убедительно просим Вас инициировать внесение изменений в нормативные акты, регулирующие деятельность перевозчиков пассажиров автомобильным транспортом, с целью устранения нарушения их законных интересов и обеспечения равных с другими видами транспорта возможностей привлечения пассажиров.

С уважением, Вячеслав Анатольевич Панькин.

 

 

 

Будем рады ответить на Ваши вопросы

Мы вам ответим


Спасибо за обращение!

Мы ответим Вам в ближайшее время!