Требования по лицензированию заказных перевозок невыполнимы для многих транспортников, работающих с турбизнесом

Требования, представленные в проекте постановления правительства РФ «Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров и иных лиц автобусами», многие транспортные компании, занимающиеся перевозкой туристов, выполнить не смогут. Российский союз туриндустрии (РСТ) направил письмо с изложением своей позиции и предложений в департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса. Об этом RATA-news сообщил руководитель комиссии по автобусным перевозкам РСТ Владимир Рабинков.

Требования по лицензированию заказных перевозок невыполнимы для многих транспортников, работающих с турбизнесомНапомним, в октябре нынешнего года Госдума РФ приняла во втором чтении законопроект об обязательном лицензировании автобусных перевозок. Предполагается, что это должно упорядочить перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для более восьми человек, на случаи ее выполнения по заказам или для обеспечения собственных нужд.

Сейчас предпринимательская деятельность, связанная с перевозками пассажиров по заказу, носит уведомительный характер. В частности, туроператоры по детскому отдыху, предлагающие автобусные экскурсии или организующие перевозку групп детей, обязаны заблаговременно уведомить ГИБДД о дате поездки.

Эксперты в целом поддерживают идею лицензирования, хотя, оно, по их мнению, вряд ли приведет к снижению аварийности на дорогах, на что рассчитывает Минтранс. Главной целью закона должно было стать наведение порядка на рынке автобусных перевозок, исключение ниш для перевозок частными лицами и ИП без соблюдения действующих норм и правил. При этом неоднократно подчеркивалось, что процедура лицензирования не будет представлять проблем для действующих перевозчиков, а в лицензионные требования не будут включаться те, которые выполнить трудно или невозможно в принципе. Тем не менее законопроект в его нынешней редакции однозначно создаст проблемы действующим перевозчикам, уверен Владимир Рабинков.

«Есть целый ряд пунктов, которые окажутся неподъемными как для транспортных компаний вообще, так и конкретно для тех, кто занимается туристической перевозкой. Например, на лицензирование отводится очень короткое время, всего 4 месяца. А процедуру должны будут пройти десятки тысяч юрлиц и индивидуальных предпринимателей, а также производственных компаний, школ и других государственных учреждений, которые использовали автобусы для собственных нужд. Проект постановления содержит требования, которые не смогут быть выполнены большинством лицензиатов, по крайней мере, в установленный законом срок», – сказал RATA-news г-н Рабинков. И, скорее всего, чтобы транспортная деятельность не остановилась, правительству придется опять изменять правила и переносить сроки. Как это было, например, в вопросе детских перевозок в рамках постановления правительства №1177 от 17 декабря 2013 года, утвердившего «Правила перевозки организованных групп детей на заказных автобусах».

Один из принципиальных просчетов проекта – повторное включение требований, которые уже предусмотрены другими законами и нормативно-правовыми актами. Например, пункт 7 нынешнего проекта предусматривает необходимость соблюдения отдельных пунктов «Правил перевозки организованных групп детей». В постановлении №1177 есть полный перечень требований к детским перевозкам, а в статье 12.23 КОАП – перечень наказаний за их нарушение. Соответственно, по словам г-на Рабинкова, если пункт 7 останется в обсуждаемом сейчас проекте, то получится, что нарушение одного из требований, например, отсутствие договора фрахтования, повлечет наказание сразу по трем статьям КОАП: по части 4 статьи 12.23 штраф 100 тысяч рублей, по части 2 статьи 11.14.2 штраф 200 тысяч рублей, да еще за нарушение лицензионных требований по части 3 статьи 14.1 штраф от 30 до 40 тысяч рублей.

Для компаний, занимающихся заказными туристическими перевозками, наиболее болезненными окажутся те требования по лицензированию, которые касаются режима труда водителя, парковок и так называемого категорирования автобусов. Так, продолжительность работы водителя регламентируется приказом Минтранса №15 от 20.08.2014 (в редакции от 3.05.2018). Прописанный в нем порядок подходит для регулярных перевозок и абсолютно не учитывает особенностей заказных, особенно туристических. И если раньше с этим несоответствием получалось сосуществовать, то теперь требования к режиму работы водителя оказались включены и в лицензионные правила, а это уже – дополнительная правовая нагрузка.

«В турпоездках случаются и поломки, и дорожные происшествия, иногда приходится ждать пассажира или стоять в пробке. Автобус с пассажирами на трассе бросить никак нельзя, ведь это не в городе на маршруте. Придется продолжить поездку, то есть превысить время работы водителя. Но тогда предприятию будет грозить штраф не только за нарушение водителем режима труда и отдыха по части 2 статьи 11.23 КОАП, как это и происходит сейчас, но еще один крупный штраф от 100 до 200 тысяч рублей и за грубое нарушение лицензионных требований по части 4 статьи 14.1 или даже приостановление деятельности», – пояснил Владимир Рабинков.

Плохо, по его словам, также и то, что получение лицензии и/или включение дополнительного автобуса в реестр оказались в проекте правил лицензирования увязаны с очень длительной, многомесячной процедурой «категорирования». Необходимость «категорирования», или оценки уязвимости и разработки плана мероприятий по предотвращению актов незаконного вмешательства появилась несколько лет назад после теракта в Волгограде. Само присвоение категории бесплатное, но процедура тянется несколько месяцев. Это не позволяет подать уведомление о начале деятельности, получить лицензию, ведет к убыткам из-за длительного простоя автобуса, особенно нового. Два других этапа делаются на коммерческой основе и обходятся в десятки тысяч рублей за каждый автобус, хотя все эти «оценки» и «планы мероприятий» написаны, как под копирку.

Совершенно не обоснованно выглядит перечень требований к парковке, на которой будет находиться автобус – вплоть до предоставления выписки ЕГРН, договора владельцев на аренду территории и даже соответствия парковки требованиям Минтранса, которых, по словам г-на Рабинкова, просто нет в природе. А без предоставления этих документов перевозчик рискует не получить лицензию. «Это абсолютно избыточное требование, прежде всего, для туристических автобусов. Они вообще большую часть времени могут находиться в многодневных поездках и паркуются в разных удобных местах – естественно, охраняемых», – уточнил эксперт.

Группа Телеграм | Автопассажирские перевозки

Будем рады ответить на Ваши вопросы

Мы вам ответим


Спасибо за обращение!

Мы ответим Вам в ближайшее время!