В Мордовии впервые оштрафовали перевозчика «БлаБлаКар»

70 тысяч за пассажира!

Государственный надзор в области транспорта добрался и до популярного сервиса совместных поездок. На днях мордовские транспортники оштрафовали на 70 тысяч рублей владельца автобуса, который, зарегистрировавшись в «БлаБлаКар», взял одного пассажира из Мордовии по пути из Ульяновска в Москву. А что с легковушками, ведь их в этом сервисе подавляющее большинство? Денис Тюркин поговорил об этом и других нюансах постоянно меняющегося транспортного законодательства с руководителем территориального отдела Ространснадзора по РМ Николаем Бояркиным.

Москва

Первая информация о том, что перевозчиков «БлаБлаКар» шерстят транспортники, пошла с профильных форумов Москвы и Подмосковья. Столица, как всегда, впереди! Вот два реальных примера. Первый: «Произошла с моим товарищем следующая ситуация, — пишет на «Дроме» пользователь Элевод. — Товарищ имеет в собственности микроавтобус «Фольксваген-Каравелла». По работе поехал в пригород Москвы, ездит частенько и решил взять через «БлаБлаКар» попутчиков, чтобы отбить расходы на топливо. Взял 5 человек, стоимость проезда составила 300 рублей с человека. Один из пассажиров оказался подставным, только тронулись, буквально через 500 метров их остановили сотрудники ДПС совместно с транспортниками. Подсадной вышел и сразу пошел в машину к транспортникам писать заявление на незаконное предпринимательство. Доказательств этого, кроме его слов, никаких. Деньги не передавались, и разговора об оплате не было, другие пассажиры сказали, что едут с ним на работу и об оплате не было и речи. Но сотрудники ДПС и транспортники составили протокол, вызвали эвакуатор и увезли на штрафстоянку. Неделю машина простояла на штрафстоянке, суд вынес ему 2500 рублей штрафа. Что за беспредел происходит?»

Пример второй, уже с рассказом от первого лица (человек занимается велогонками, ездит на «Мерседесе-Спринтере») на сайте «Драйв2»: «Периодически беру попутчиков через BlaBlaCar для компенсации части расходов при перемещении на дальняк и делаю добро людям — этот сервис используется во всем мире. Так 1 марта 2019 года попал на контрольную закупку. Представители Департамента транспорта Москвы совместно с Ространснадзором забронировали место на сервисе. И когда я подъехал на место встречи — приняли решение все-таки выписать мне административные протоколы и эвакуировать микроавтобус на штрафстоянку. Мой микроавтобус категории B — легковой, пассажиров было трое. Сам я ехал на соревнования. Лицензия на перевозку не требуется. Прибыли не получал и не занимался регулярными коммерческими перевозками. Творится какой-то беспредел. Полагаю, что проверяющая сторона, мягко говоря, перестаралась в борьбе с нелегальными перевозками. Проводят зачистку без особого разбора».

Этим (думается, и многим другим) автомобилистам вменялось нарушение части 2 статьи 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)». То есть этих водителей, по сути, приравняли к таксистам. Логика следующая: пассажиров взял? Взял. Деньги за перевозку запросил? Запросил. В профиле на «БлаБлаКар» указано, что совершил уже несколько поездок? Чем не предпринимательская деятельность? Мало того что в каждом случае суд встает на сторону надзора. Помимо штрафа автомобилист заплатит за услуги эвакуатора, штрафстоянки, да и недельное ожидание своей машины тоже в копеечку влетит, если в своей работе ты без машины никуда.

Мордовия

Оказалось, что и наша республика не осталась в стороне от проверок сервиса совместных поездок. В начале марта сотрудники местного отдела Ространснадзора провели рейд, направленный именно на перевозчиков «БлаБлаКар». Им поступила информация о том, что через Мордовию частенько проезжает автобус Ульяновск — Москва, не имеющий никакого отношения к регулярным рейсам. Его владелец зарегистрировался на популярном сайте и по пути собирает пассажиров. Транспортники просмотрели профиль и в нужное время оказались в нужном месте. Автобус тоже. В итоге в отношении ИП «Вашурин Сергей Владимирович», зарегистрированного в Ульяновской области, было составлено два материала. По статье 11.14.2. КоАП РФ «Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа по заказу» (штраф 50 тысяч рублей) и статье 19.7.5–1. «Нарушение индивидуальным предпринимателем установленного порядка представления уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности» (штраф 20 тысяч). Перевозчик в данный момент обжалует постановление в суде.

«Рейдовую проверку мы проводили дважды, — уточняет руководитель территориального отдела Ространснадзора по РМ Николай Бояркин. — Но в первый раз автобус не приехал. Скорее всего, просто подсадки в Саранске не было».

«С»: То есть легковушки вам не интересны?

— Пока нет. Команда из Москвы посоветовали обратить внимание на транспорт вместимостью более 8 человек.

«С»: Почему надзорные органы обратили внимание на этот сервис?

— Логика такая. Автобусы перевозят много пассажиров, поэтому риск, что в одном ДТП с одной единицей такого транспорта пострадает масса людей, высокий. Соответственно, нам нужно постараться исключить все факторы, которые могут привести к трагедии из-за нерадивости перевозчика или водителя. То есть нужны регулярные технические осмотры, особенные требования к водителям и прочее. Только мне непонятно, почему мы так строго относимся к пассажирским перевозчикам, но на грузоперевозчиков смотрим мягче. Автобусы должны парковаться на закрытой территории, а грузовики могут стоять где угодно… Но ведь именно столкновение с тяжелой техникой может повлечь самые тяжелые последствия. Поясню читателям, далеким от транспортной терминологии. Перевозка пассажиров как вид деятельности может быть лицензируемой и уведомительной. Лицензия нужна для регулярных перевозок (по маршруту). Уведомление — при покупке автобуса индивидуальным предпринимателем. Это уведомление передается нам, а мы заносим ИП в реестр перевозчиков. После этого можно ездить и платить налоги по упрощенной схеме. В конце минувшего года был принят 386-й федеральный закон, требующий получить лицензию всем владельцам транспорта (ИП и юрлицам) с количеством посадочных мест более 8. Даже тем, кто выполняет заказные рейсы (на свадьбу, похороны и прочее), занимается собственными перевозками на безвозмездной основе (например, завод возит своих работников или спортивная школа своих воспитанников). Исключение делается только для силовых служб. Интересно, что в этот список не вошла ФСИН. Правда, лицензия им нужна только для автобусов, автозаки к ним не относятся, это спецтранспорт. Так вот, все ранее выданные лицензии считаются погашенными, и лицензиатам теперь нужно получить новые. Но по упрощенной схеме. Нами уже выдано порядка 60 образцов заявлений. Мы идем навстречу людям, если какие-то бумаги ими подаются некорректно, даем возможность исправить здесь и сейчас, чтобы упростить процесс. Максимально убираем административные препоны. Если у перевозчиков возникли вопросы, задать их можно по нашему номеру 8 (8342) 24-12-19.

А что другие органы?

Если Ространснадзор занимается только автобусами, то, может, легковушки из «БлаБлаКар» в Мордовии уже проверяли другие надзорные органы? В Министерстве строительства, транспорта и дорожного хозяйства РМ пояснили, что в своих действиях ограничены только двумя статьями КоАП, относящимися к официальным перевозчикам. То есть к тем, у кого есть лицензии, разрешения и прочие выдаваемые госорганами бумаги. Само собой, перевозчики популярного сервиса пролетают мимо. Точнее, Минтранс мимо них. Далее. В УГИБДД МВД по РМ пояснили, что целенаправленно с водителями «БлаБлаКар» пока не работали. Ждем?

 

 

Будем рады ответить на Ваши вопросы

Мы вам ответим


Спасибо за обращение!

Мы ответим Вам в ближайшее время!