Минтранс меняет систему подготовки водителей

Минтранс предложил провести масштабную реформу по разделению водителей на любителей и профессионалов. Законодательство скорректируют таким образом, что обучение в автошколе не будет больше считаться образовательным процессом. Таким образом, говорят разработчики, для желающих использовать машину исключительно в личных целях получить права станет проще и дешевле. Водители же грузовиков, автобусов и такси, работая по найму, должны будут за свой счет повысить квалификацию. Общие затраты рынка на выполнение новых требований в Минтрансе оценили в 1,6 млрд руб. При этом коснутся преобразования не только новичков, но и тех, кто получил права ранее и уже работает.

Минтранс меняет систему подготовки водителейСогласно проекту поправок к закону «О безопасности дорожного движения», опубликованному Минтрансом, процесс обучения на права упростится: не надо будет изучать различные «организационно-управленческие дисциплины, не связанные с безопасностью движения» (заключение договора фрахтования, организацию таксомоторных перевозок, порядок перевозки грузов и т. д.). По замыслу разработчиков, это приведет к удешевлению водительских курсов: суммарная экономия для граждан достигнет 1,43 млрд в год.

Закон «Об образовании», поясняют в Минтрансе, не позволяет ввести дифференцированные требования к любителям и профессионалам (работающим по найму) — согласно действующему законодательству, все граждане с получением прав получают и профессию «водитель». Поэтому подготовку любителей планируется вывести из-под действия закона «Об образовании» (приказ Минобрнауки об утверждении программ подготовки отменят, заменив документом не определенного пока «органа власти»), подготовку профессионалов оставят в системе. Таким образом, обучение в автошколе не будет считаться образовательным процессом. Граждане, как и сейчас, должны будут сдавать экзамены в ГИБДД на все категории (B, C, D и т. д.), при этом будут оставаться любителями.

Если гражданин планирует работать по найму на перевозках грузов или пассажиров (то есть стать, как отмечают представители Минтранса в сопроводительных материалах, «водителем-профессионалом»), он должен пройти курсы повышения квалификации. Там, в частности, предлагается обучать «вождению во внештатных ситуациях», отрабатывать навыки «вождения сочлененного и двухэтажного автобуса», обучать «обеспечению безопасности при перевозке пассажиров и грузов».

Цена курсов, по оценке Минтранса, варьируется от 2,7 тыс. до 12,3 тыс. руб. Общие затраты отрасли оценены в 1,66 млрд руб. По окончании обучения гражданин получит свидетельство о профессии водителя сроком на пять лет. Дополнительного экзамена в ГИБДД проходить не надо. Компаниям, у которых есть парк грузовиков и автобусов, запретят нанимать водителей без профессиональных свидетельств. Нарушение этого требования будет караться штрафом, размер которого еще не определен. Новые требования не будут действовать при найме водителей на работу в пожарную охрану, скорую помощь, аварийную службу и в армию.


Сегодня из-за «недостаточного профессионального мастерства» водителей грузовиков и автобусов происходит множество аварий, поясняют в Минтрансе необходимость реформы: более 15,8 тыс. таких ДТП произошло в 2018 году.


Первую версию законопроекта Минтранс разработал еще в 2017 году (“Ъ” рассказывал об этом). Тогда предлагалось после прохождения «углубленных» курсов ставить соответствующую отметку в правах, но от идеи в итоге отказались. Инициатива вызвала резонанс в обществе и на рынке перевозок. В начале 2018 года Минэкономики оценило затраты бизнеса и государства на реализацию законопроекта в 13–14 млрд руб. Минтранс взял тайм-аут на доработку закона, и теперь документ «доработан с учетом замечаний заинтересованных органов власти и организаций», пояснили “Ъ” в пресс-службе ведомства.

В связи с «масштабностью проектируемых изменений» ведомство предлагает отложить сроки вступления в силу закона на два года. Его действие может затронуть интересы более 1,3 млн человек, ежегодно получающих права, из них 1 млн — категории B, 117 тыс.— категории С, 44,9 тыс.— категории D. Через четыре года новые требования начнут распространяться и на водителей с действующими правами — им также надо будет пройти переподготовку.

Проект Минтранса разрушит действующую систему образования, которая «с огромным трудом планомерно выстраивалась с 2013 года», говорит президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. В результате принятия закона уровень подготовки «самой массовой профессии в стране» серьезно снизится, считает она, «любителями» станут даже водители транспорта со спецсигналами и водители трамваев. «Вопросов по проекту еще очень много,— говорит она.— На наш взгляд, проект абсурден, непрофессионален, опасен и вызовет рост аварийности».

«Это очень похоже на желание заработать денег на перевозчиках,— считает глава комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития таксомоторных перевозок Богдан Коношенко.— Нынешней категории B для работы в такси вполне достаточно, а высокая аварийность — из-за слабого контроля. Правильнее запретить работу в такси водителей с иностранными правами».

Компании испытывают недостаток квалифицированных водителей современной грузовой техники, говорит директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов. «Но разделение водителей усугубит дефицит,— отмечает он.— В модели логистических затрат водительская составляющая находится в пределах 20–30%. Даже незначительное изменение в зарплате водителя, призванное компенсировать стоимость переквалификации, может отразиться на стоимости грузоперевозки и, как следствие, на общем увеличении уровня инфляции». «Система ограничений является в данном случае избыточной,— добавляет директор по логистике "Coca-Cola HBC Россия" Илья Елецких.— Когда водитель получает право управления большегрузным транспортом, это уже является подтверждением его теоретических и практических навыков».



Минэкономики тормозит реформу транспортной отрасли

Идея поделить водителей на любителей и профессионалов вызвала критику

Задуманная Минтрансом реформа по разделению водителей на любителей и профессионалов может привести к тому, что работники и органы власти понесут суммарные затраты в объеме 13–14 млрд руб. Такой вывод содержится в отрицательном отзыве Минэкономики на законопроект, подготовленный транспортным ведомством. К тому же, говорят эксперты, документ содержит «избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательской деятельности». Представители отрасли поддерживают критику, уверяя, что перемены могут стать катализатором удорожания перевозок и тем самым увеличат уровень инфляции. В Минтрансе пообещали законопроект доработать.

Минэкономики провело оценку регулирующего воздействия (ОРВ) законопроекта Минтранса, в рамках которого ведомство предложило провести радикальную реформу, разделив водителей на любителей и профессионалов, работающих по найму (“Ъ” сообщал об этой идее ранее). Последние, напомним, должны будут проходить углубленное обучение и после экзаменов получат в правах отметку, подтверждающую «профессиональную компетентность». Без нее работодатель не сможет взять водителя на работу. Для граждан, не планирующих работать по найму, обучение в целом станет проще и дешевле.

По итогам ОРВ Минэкономики подготовило отрицательное заключение на законопроект (есть у “Ъ”), указав, однако, что документ «концептуально» поддерживается. Поправки вводят «избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательской деятельности», а также «способствуют возникновению необоснованных расходов» как для водителей, так и для госбюджета, считают в министерстве. В законопроекте, в частности, заложено, что отметка о профессиональной компетенции действует пять лет, затем ее надо подтверждать, однако права действуют десять лет. Таким образом, работающим по найму водителям придется менять права вдвое чаще. В Минэкономики считают, что это может привести к дополнительным издержкам не только для водителей, но и для ГИБДД как госоргана, выдающего права. По подсчетам Минтранса, суммарные расходы (раз в пять лет) могут составить более 6 млрд руб. Минэкономики предлагает увеличить срок действия отметки о профессиональной компетенции до десяти лет.

Из законопроекта также следует, что водителям, которые уже имеют права грузовых и автобусных категорий, придется заново проходить обучение, обращают внимание в Минэкономики: вариантов повышения квалификации или переподготовки поправками не предусмотрено, а они должны быть. Не предусмотрена также возможность переподготовки для получения другой категории прав (например, если B уже есть, а нужно еще C и D). Все это может привести к существенным расходам водителей-профессионалов, объем которых в Минэкономики оценили в 7,4 млрд руб.

Замечания ведомства уже поступили в Минтранс, подтвердили “Ъ” в пресс-службе министерства. «В настоящее время они прорабатываются, говорить о конкретных корректировках, которые будут внесены в законопроект, пока рано,— поясняют в Минтрансе.— Работу планируется осуществить в максимально короткий срок».

Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева критику чиновников разделяет. «На мой взгляд, даже концепция законопроекта неверная,— говорит она.— Из автошколы водитель выходит в любом случае новичком, независимо от полученной категории. Профессионалом он может стать только спустя годы, получив опыт. Можно было бы ввести новую профессию — водителя-перевозчика и выдавать гражданам соответствующие свидетельства после подтверждения квалификации. Такая схема позволила бы дополнить существующую систему обучения водителей, а не ломать ее, как предлагают в Минтрансе».

На рынке наблюдается дефицит квалифицированных водителей, говорит директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов: «Сложно найти водителя, который не убьет новый тягач за один-два года». Предложенная Минтрансом классификация водителей, по мнению господина Миронова, только «усугубит дефицит», что неизбежно отразится на цене перевозки. «Учитывая cost-модель грузоперевозок, где "водительская" составляющая от 20% до 30%, даже незначительное изменение в зарплате водителя, призванное компенсировать стоимость более дорогого обучения, может существенно отразиться на стоимости перевозки и иметь вклад в общее увеличение уровня инфляции»,— отмечает Эдуард Миронов. «Законопроект о профессиональной подготовке не должен вводить новые барьеры для входа на рынок транспортных услуг»,— добавляет директор по логистике онлайн-сервиса автомобильных грузоперевозок GroozGo Оксана Погодаева.

 

Будем рады ответить на Ваши вопросы

Мы вам ответим


Спасибо за обращение!

Мы ответим Вам в ближайшее время!