На какие транспортные средства должны быть установлены тахографы с 1 января 2018 года
Тахограф – измерительный прибор, основной функцией которого является учет времени, проведенного водителем за рулем. Закон 2018 года также требует установки прибора в кабину пассажирского автобуса (точный перечень ТС содержится в Приложении 2 к приказу Минтранса №36 от 13.02.2013 с изменениями 2017 года).
Регламентируют данную сферу:
• Закон №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 (статья 20 обязывает перевозчиков оснащать автопарк тахографами);
• постановления правительства РФ №720 от 10.09.2009 (утверждающее техрегламент о безопасности колесных транспортных средств) и №1213 от 23.11.2012 (содержит требования к приборам, определяет порядок оборудования и т.д.);
• приказы Минтранса №36 от 13.02.2013 и №273 от 21.08.2013 (с изменениями 2017 года). Первым утверждены требования к устройствам, правила пользования и контроля, вторым – этапы установки.
Положения нормативных актов обязательны к исполнению компаниями и индивидуальными предпринимателями, совершающими перевозки пассажиров и грузов. На частных владельцев автотранспорта они не распространяются.
Какие тахографы необходимо устанавливать в 2018 году:
Фиксация непрерывной и некорректируемой информации о соблюдении водителями режима труда и отдыха – этому условию должны отвечать обязательные к установке тахографы с 1 января 2018 года. Постановление правительства РФ №1213 наделило Минтранс полномочиями по определению порядка оснащения контролирующими устройствами. Требования к приборам и правила обращения с ними согласовываются с ФСБ и МВД.
Приборы, способные воспроизвести детали рейса, дополнены криптографическим модулем СКЗИ для хранения зашифрованных сведений. Одно из требований к устройству, который пришел на смену устаревшим аналоговым и не оснащенным системой криптографической защиты цифровым, – корпус бортового самописца должен быть опломбирован. Помимо блока СКЗИ в комплект входят:
- • ПО для обработки данных;
- • считывающее устройство, клавиатура для ввода сведений и дисплей для отображения информации;
- • карта тахографа;
- • датчик движения;
- • ГЛОНАСС/GPS-антенна.
Срок эксплуатации модуля СКЗИ – три года, но замена может понадобиться и раньше:
- • при поломке устройства;
- • при смене владельца или изменении данных, которые требуется внести для активации (марка, модель автомобиля, • VIN-номер и т.д.)
Виды устройств, подлежащих замене
Процесс внедрения контроллеров в пассажирские автобусы начался в 2013 году, а завершится, по планам, летом 2019 года.
Обязательному оснащению тахографами с СКЗИ (здесь уже правила диктует приказ №36) подлежат:
- • автобусы, если в салоне более восьми мест для пассажиров.
1 июля 2018 года – крайний срок для замены устройств в автобусах, задействованных на регулярных пригородных рейсах, а ровно через год наступит время для городского пассажирского транспорта.
Цифровой тахограф – на какие транспортные средства он ставится?
С 2017 года вступили в действие поправки в закон о проверках. 25 января 2018 года правовой портал «Гарант» опубликовал руководство Ространснадзора по соблюдению обязательных требований. Надзорный орган дал пояснения по спорным моментам, в частности, относительно видов транспорта, на которые следует установить тахографы с 1 января 2018 года. Постановление правительства и приказы Минтранса не дают, например, однозначного ответа, должны ли оснащаться этими приборами служебные автобусы, не совершающие непосредственно коммерческих рейсов.
Позиция Ространснадзора: если организация осуществляет предпринимательскую деятельность, тахографы на служебных автобусах должны быть установлены в обязательном порядке.
При этом в нормативных актах четкого определения понятию «коммерческие перевозки» нет. Словарь финансовых и юридических терминов портала «КонсультантПлюс» трактует его так: «регулярные перевозки, при выполнении которых перевозчик в силу закона или иных правовых актов обязан осуществить перевозку по обращению любого гражданина за плату, определяемую перевозчиком». То есть на коммерческий характер перевозки указывают:
- • наличие договора;
- • плата за услугу.
В 2018 году аналоговых тахографов с диаграммным диском на транспорте для коммерческих перевозок внутри России, казалось бы, быть не должно – запрет на них наложен еще 1 июля 2016 года. Однако все тот же приказ Минтранса под номером 36 освобождает от установки тахографов с СКЗИ автобусы, если они одновременно соответствуют трем условиям:
- • автобус имеет более 20 мест для пассажиров;
- • предназначены они для коммерческих перевозок;
- • оснащены тахографом заводом-производителем до 8 ноября 2013 года.
Что касается международных перевозчиков, то главное условие для них – соответствие устройств правилам ЕСТР. Обязательного требования устанавливать именно цифровой прибор нет. Это подтверждает разъяснение ФБУ «Росавтотранс», опубликованное на сайте учреждения в разделе «Тахографический контроль ЕСТР». Следовательно, перевозчики, выполняющие международные рейсы, вправе не обновлять аналоговые тахографы с 1 января 2018 года.
Штрафы ГИБДД
За нарушение порядка установки тахографа последует административное наказание. В 2018 году инспекторы ГИБДД имеют все основания выписать штраф:
- • за тахограф ЕСТР без карточки доступа к международным перевозкам;
- • за цифровой тахограф, не усиленный блоком СКЗИ;
- • за аналоговый тахограф (в подавляющем большинстве случаев).
Штрафы за тахограф в 2018 году (за несоответствующий требованиям прибор, его отсутствие, попытку блокировать, скорректировать работу устройства и т.д.), согласно статье 11.23 КоАП РФ, составят:
- • от 1 000 до 3 000 рублей – для граждан;
- • от 5 000 до 10 000 рублей – для должностных лиц.
Нарушивший режим труда и отдыха водитель заплатит от 1 000 до 3 000 рублей.